СПАСИБО, ЧТО НЕ МОЛЧИТЕ!
Кто ты? Жертва дрожащая или женщина, право имеющая?
Лариса Александрова. Юристка, правозащитница.
Эта история – часть акции «Спасибо, что #НЕМОЛЧИТЕ!», инициированной Движением #НеМолчиCA в рамках глобальной кампании «16 дней активных действий против гендерного насилия». Акцию поддержала Организации Объединенных Наций и Европейского Союза «Луч света» (The Spotlight Initiative), которая направлена на искоренение всех форм насилия в отношении женщин и девочек.
*****
Я более 10 лет работаю в правозащитной сфере , являюсь специалистом по гендерной экспертизе законов, правам человека и борьбе с гендерным насилием. Ради этой деятельности я в свое время оставила коммерческое законодательство и успешную, развивающуюся компанию. Почему правозащитная деятельность? Наверное, потому что у меня с детства обостренное чувство справедливости. И меня очень угнетает, когда с кем-то поступают несправедливо. Почему я работаю с людьми со статусом ВИЧ? Потому что они незащищённые, уязвимые. Кто, как не юристы, должны работать с такими кейсами?
Время не стоит на месте, развиваются технологии. Но отношение к женщинам в нашей стране оставляет желать много лучшего. Я в основном работаю с людьми со статусом ВИЧ, ко мне могут обращаться как женщины, так и мужчины. Но зачастую – это женщины. Многие не знают своих элементарных прав. За свою многолетнюю практику я участвовала, анализировала и обработала более 50 кейсов. В Таджикистане люди готовы умереть, лишь бы их статус ВИЧ не был раскрыт. Потому что даже от грамотных и знающих людей не избежать осуждения и страха. Многие не хотят вдаваться в подробности, как передается болезнь, как лечится, как следствие – непринятие в самом жестком виде.
Из недавних кейсов, который выиграла моя коллега, было дело девушки, статус которой раскрыли в социальных сетях. Просто пост в социальной сети, с практически конкретным местом работы и огромное количество комментариев. Город маленький, если не все, то многие знают друг друга, естественно, большинство поняли, кто эта девушка. В итоге она получила компенсацию морального вреда, в виде 3000 сомони с заключением мирового соглашения, а также принесением извинений со стороны нарушителя. Можно сказать, что это был прецедент, такие дела – редкость в нашей стране. После этого адвокаты, нанятые ОО «Центр по правам человека», выиграли еще два дела по возмещению морального вреда в связи с разглашением статуса ВИЧ - одно в суде, другое на досудебной стадии.
Вообще, статус ВИЧ воспринимается, как приговор в основном женщинами. Мужчин больше жалеют и считается, что их – заразили. Женщинам сразу же присваивается статус «работница секса» и «блудница». Не надо далеко выезжать в регионы, чтобы найти работу для правозащитника. На каждом шагу в крупных городах – нарушение прав, в первую очередь – женщин. Именно поэтому, я из года в год продвигаю рекомендацию Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин Таджикистана о криминализации всех видов гендерного насилия, включая насилие в семье. Пока такой статьи у нас нет, к сожалению, пытки уже перешли под этот раздел. А вот жертвы гендерного насилия, остаются не у дел. И чтобы доказать свою правоту тратят огромное количество ресурсов, времени и сталкиваются с непониманием окружающих.
Нужно ли это понимание? Конечно. Когда общество поддерживает защиту своих прав, когда человека мотивируют отстаивать их, появляется уверенность и вера в успех.
Очень много в Таджикистане непонимания, связанного с гендерными вопросом. В частности, с феминизмом. Я - феминистка. Его не воспринимают как необходимую для женщины свободу в принятии решений в отношении себя, как личности и своей жизни. Образование, дети, беременность, карьера, семья - за женщину всегда кто-то решает, и это считается нормой, даже среди самих женщин. Вот главные вопросы гендерных проблем. Это то, чем должны заниматься феминистки, правозащитники.
Всегда, при любых обстоятельствах, я призываю женщин только к одному: не бояться. Не отступать ни в коем случае. Защищать себя и свои права, искать тех, кто по закону их сможет защитить. Даже если все вокруг будут говорить, что все бесполезно и не имеет смысла. Это важно максимально, так как каждое дело, доведённое до суда – прецедент в цепочке.